Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 75 лет Победе
90 лет
|
ВожатымКто они такие вожатые? Кто они такие, - эти задорные, жизнерадостные, заботливые, порою строгие, ребята, с такими же блестящими глазами, как и у детей вокруг них, - спросите вы? А ответ вы прочтёте в лицах мальчишек и девчонок, искрящихся улыбками неподдельного счастья: это наши любимые вожатые детского лагеря! Вожатый детского лагеря - профессия, которой вряд ли учат в ВУЗах нашей страны, которая даже не является профессией педагогической, скорее, это некое призвание, состояние. Успешная работа вожатого, безусловно, зависит от индивидуальных черт, обусловленных возрастом, опытом работы, его личностными особенностями, системой ценностей и уровнем овладения педагогическими технологиями. От личности вожатого зависит и выбор методов и приемов педагогического воздействия на детей в детском лагере. Вожатый детского лагеря по отношению к ребенку занимает особую позицию - дистанция между ними значительно короче, чем у педагогов. Вожатый - это не надзиратель, вожатый в детском лагере должен быть другом или подругой, сестрой или братом для тех, кому нужно прийти со своими детскими проблемами, с кем можно интересно провести время, научиться чему-то новому. Вожатый - это артист и спортсмен, литератор и историк, психолог и немного ребенок, фантазер и добрый волшебник. Вожатый - это человек, который всегда рядом с детьми, но в то же время чуть впереди. Так кто такой вожатый? Человек, который берет на себя ответственность быть вожатым в детском лагере, должен знать и уметь многое. И даже если он этого многого не умеет и не знает, он обязан этому учиться. И учится быстро. Вожатый - это мама-папа для всех своих детей в отряде. А у детей всегда какие-то проблемы: то они что-то теряют, то с кем-то дерутся, ссорятся, то хотят домой, или вдруг влюбляются, стесняются, и не знают, как себя вести... А раз ты вожатый, ты должен успокоить ребенка, разобраться в его проблемах. И неважно, в какое время суток это происходит. Вожатый - это нянька. Перед сном нужно обязательно проследить, чтобы твой ребёнок обязательно умылся и почистил зубы, затем уложить его в постель после отбоя и следить, чтобы твои дети не скакали по кроватям, будучи не в состоянии угомониться после насыщенного яркими впечатлениями дня. Поднимать с уговорами утром на зарядку, чего они сильно не любят. Или же, как можно дольше припозднившись, уводить разгорячённых танцоров с лагерных дискотек, когда у самого вожатого остаётся еще танцевальной прыти на целую ночь… Зато дети очень любят измазывать соседей зубной пастой. И пострадавшие утром, естественно, идут жаловаться вожатому - недосмотрел… Вожатый - это режиссер-постановщик. Участие в мероприятиях твоего отряда и достойное выступление - 80% работа вожатого детского лагеря. Часто дети хитрят, и вовсе не всегда удается уговорить кого-то из них выступать на сцене детского лагеря. Хорошо, если есть талантливые и активные. Но и в этом случае ребенку нужно придумать и поставить танец, смоделировать костюм и сообразить, какая у него будет прическа. Тут в дело включается вся фантазия (даже если ты о ней и не подозревал). Про слово «выспаться» на время смены вожатому в детском лагере можно попросту забыть. А прикорнуть в течение дня, даже если есть кем подмениться, невозможно - через пять минут поднимут для какой-нибудь надобности. Но и к этому, оказывается, можно привыкнуть, если ты – настоящий вожатый! Работа с детьми буквально заряжает энергией, дает возможность видеть мир чистыми глазами подростков, и задача вожатого – научить детей пониманию жизни и умению занять в ней достойное место. Случайных людей в вожатском корпусе детского лагеря нет. Работать с подрастающим поколением в детском лагере могут только те, кто по-настоящему любит детей, кто сам увлечен своей работой и умеет вести за собой. Чтобы заступить на смену в детском лагере, они готовы досрочно сдавать экзамены, махнуть рукой на каникулы и отдых. И всё ради того, как может показаться, чтобы выслушивать круглосуточный гам непослушных детей… Но, как показывает опыт, расстаться с этой работой они смогут очень нескоро. К концу смены в детском лагере даже самые звонкие вожатские голоса становятся низкими, с характерной хрипотцой. Связки не выдерживают ежесуточной (!) нагрузки – занятия, игры, постоянные сборы, спортивные состязания, различные конкурсы и эстафеты… Отдохнуть душой и телом вожатый в детском лагере может только после…вечёрки! Отнюдь не отбоя, как вы бы могли подумать. Когда ребятня угомонится, воспитательский состав детского лагеря собирается на обсуждение прошедшего дня, подведение его итогов и обязательной распланировки наступающего дня. И на это необходимое мероприятие приходят все вожатые, без исключения. Валящиеся с ног, но с непотухающей искрой в уставших глазах и бодрясь остатками сил, мы можем хоть до утра, если понадобится, готовить для детей новый день – новую сказку… Вожатый детского лагеря - это скорее не профессия, а состояние души! Профессия - это то, чему можно научиться. А быть лидером, старшим братом, сестрой у молодых горячих сердец не каждый сможет... Вожатыми детского лагеря становятся не по нужде, а скорее по убеждению, из-за любви к детям. Вожатыми становятся те, кто не хочет уходить из детства. Вот кто такой, вечно не высыпавшийся, голодный, уставший, но добрый вожатый. И если честно, дорого стоят слезы и слова уезжающих домой детей о том, как они нас полюбили, о том, что будут писать и звонить, и просьба приехать в их любимый детский лагерь работать еще. Каждый юноша и каждая девушка, гордо носящая звание вожатого детского лагеря, несёт по жизни «факел души», имея чистое сердце и непоколебимую веру в важность своего дела, в значимость быть воспитателем, наставником, учителем, а главное, другом любого ребёнка, пришедшего к нему на смену в детский лагерь. И только побыв вожатым, можно понять, насколько это прекрасно, привозя из смен неподкупное золото ребячьих улыбок, серебро собственных слез при расставании и бронзу веснушчатых профилей, навсегда запечатленных в памяти. Мне кажется, что во все времена вожатый детского лагеря будет профессией-птицей, ему всегда будет чуточку за восемнадцать, он будет для ребят лучшим другом, знающим 463 легенды и 237 песен наизусть, летающим во сне и понимающим, о чем спорят в весенней луже голуби. Если Вы входите в шумный холл, где только что гудящие дети начинают садиться и внимательно на Вас смотреть. И если Вы не видите в их глазах страха, а только гордость и уважение к Вам – значит, Вы все делаете правильно. Удачи Вам в постижение этой поистине великой профессии. Правила для вожатых «Правила безопасности в детском загородном лагере». Это один из инструментов работы вожатого в лагере, а о том как его эффективно применять можно подробнее знать на занятиях Учебного центра по курсу «Школа вожатых»…
Практическое пособие «Правила безопасности в детском загородном лагере» составлено на базе нормативных документов детского оздоровительного лагеря и «СанПиН» (2003 г.) с целью оптимизации работы вожатых в детских загородных лагерях и обеспечения безопасности жизнедеятельности детей в лагере. В пособие включены инструкции вожатых и правила безопасности для детей, а также раздел «договоренности».
Кто, зная границы своей деятельности, не приблизится к опасностям, тот будет жить вечно. Лао Цзы
Правило - положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений; постановление, предписание, устанавливающее порядок чего-нибудь (правила внутреннего распорядка, правила уличного движения); образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Словарь русского языка» изд. «Русский язык», М., 2002).
Основной обязанностью вожатого в лагере является организация условий для безопасного отдыха детей. Существует огромное множество нормативов, разработанных различными министерствами РФ, предписывающих вожатому как действовать в той или иной ситуации. Опыт работы в сфере организации отдыха детей в условиях детского загородного лагеря, показал необходимость создания единой системы работы педагогических коллективов ДОЛ в соответствии с нормативными документами – лаконичной, эффективной, понятной всем участникам процесса. Система «работы по правилам» оптимизирует условия взаимодействия вожатых и детей и основывается на следующих принципах:
Договоренность – соглашение, согласованность на основании переговоров, взаимное обязательство. (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. «Словарь русского языка» изд. «Русский язык», М., 2002). Договоренности – это соглашения, которые принимаются на уровне отряда или всего лагеря и служат для оптимизации совместного проживания, взаимодействия. Договоренности могут изменяться в течение смены по согласованию участников в зависимости от реальных условий. При формулировке соглашений крайне важно достигнуть общего понимания предмета договоренности.
Традиция доброго отношения к людям. В любом случае, договоренности работают лучше, если они приняты всеми участниками в ходе дискуссии, сформулированы кратко и в позитивной форме, помогают в решении реальной проблемы, если их мало (по количеству). В следующем примере, для экономической программы смены правила и договоренности включены в общий свод законов с определением штрафных санкций нарушителям: «Свод законов государства Киндерландия» Статья 1. Самовольный выход за территорию республики – штраф до 400 талантов, либо частичное или полное лишение гражданства. Статья 2. Нарушение распорядка (опоздание на зарядку, республиканские сборы, проникновение во время тихого часа или в ночное время в чужие спальные помещения, нахождение на территории в тихий час и после отбоя и т.д.):
1. При посадке в поезд родителям в вагон входить не разрешается. 2. До отправления поезда рассадить детей в соответствии с местом, указанным в посадочном талоне и проверить наличие детей по списку. 3. После отправления поезда рассадить детей в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и полом. По возможностиучесть пожелания детей и их родителей.
6.1.Не допускать выход детей из вагона (при экстренной необходимости только в сопровождении медика или одного из сотрудников лагеря); 6.2.Не разрешать детям выходить в тамбур вагона, каждые 10 -15 минут контролировать нахождение детей в туалете; 6.3.Изъять у детей (с помощью убеждения) и выбросить недоброкачественную пищу; 6.4.Изъять у детей опасные для ребенка или окружающих предметы: огнеопасные, взрывоопасные, отравляющие и т.п. Изъятые предметы передать начальнику смены; при отказе их выдать - сообщить начальнику смены. 6.5.Не открывать окон. При необходимости проветрить вагон, вожатый открывает несколько окон на непродолжительное время (15 – 30 минут) на ширину 10-15 см и контролирует каждое открытое окно. 6.6.Заранее уточнить для проводника время приема пищи и договориться об обеспечении кипятка для всех детей. Вожатым младших отрядов – не разрешать детям самостоятельно наливать и проносить по вагону емкости с кипятком, обеспечить помощь каждому из детей. 6.7.Не допускать подвижных игр с использованием верхних полок и участием большого количества детей. |
Поиск
Друзья сайта
Баннер
Баннер
Баннер
Год науки и технол
|
||